Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 05:30

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Воспитательная работа [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Морским судам быть!

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение………….................3

2. Морским судам быть!............................................4

3. «Гото Предестинация»………………..6

4. Влияние  построенного  флота на отношения  Российского государства с

Турцией…………………………8

5.Заключение…………………...8

6.Выводы……………………......9

                      ВВЕДЕНИЕ

В нашем современном беспокойном мире мои ученики мало интересуются историей своего родного города и России. «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!» (Платон). Меня очень заинтересовала тема окружной конференции  «Пётр I и Воронежский край», потому что в  Воронеже были заложены первые военно-морские корабли «Гото Предестинация», корабль «Апостол Пётр» и др. В 2014 году была реставрирована Адмиралтейская площадь и первый храм Военно-морского флота России-Успенская Адмиралтейская церковь. Была построена (и установлена на берегу водохранилища, рядом с Адмиралтейской площадью) копия корабля «Гото  Предестинация», где разместился воронежский музей военно-морского флота. Актуальность моего исследования заключается в том, что оно связано с самой красивой и любимой всеми жителями Воронежской области  Адмиралтейской площадью города.

Объект исследования: роль г. Воронежа в строительстве Военно-морского флота России.

Предмет исследования: строительство Петром I военно-морских кораблей в г. Воронеже в период с 1696 г по 1711 гг.

Задачи исследования: пополнить свои знания об истории города Воронежа. Найти и изучить документы,  подтверждающие пребывание  Петра I в Воронеже и строительства им военно-морских судов. Найти документы, в которых указаны имена земляков, участвующих в тех событиях.

Методы изучения: посетить места в Воронеже связанные с пребывание Петра I в Воронеже в период с 1696 г по 1711 г. Изучить документы, связанные с этими событиями. Найти необходимую информацию в интернет- ресурсах.

Практическая значимость работы заключается в повышении интеллектуального, культурного уровня не только своего, но и моих сверстников. Эта работа способствует изучению истории  Воронежа, страны, помогает  ознакомиться с материалами, изученными фактами того периода времени, осознать национальную гордость за дела наших предков, повысить чувство ответственности за судьбу моей страны.

МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!

Правители России далёкого прошлого, либо вообще никогда не были в Воронеже, либо приезжали случайно на короткий срок. Для Великого Петра воронежская земля была местом активной и разнообразной деятельности. Царь приезжал в город в 1696, 1698, 1699, 1700, 1703, 1705, 1709, 1722 годах. Всего он провёл в Воронеже 400 дней.

В истории русского кораблестроения одной из ярких страниц является создание Петром I мощного Азовского флота в Воронеже. Азовские походы являлись продолжением войны России против Турции. Они осуществлялись по разработанному Петром стратегическому плану. Началась деятельная подготовка к Азовскому походу.

В марте 1691 года Петр впервые появляется в Воронеже. Осмотрев окрестности города, изучив глубину и фарватер реки, он отдаёт распоряжение о постройке здесь необходимого количества легких транспортных судов для подвоза снаряжения и провианта водным путем к Азову.

Весной 1695 года войска были двинуты под Азов, но первый поход оказался неудачным. Неудача не сломила Петра. Он решил создать флот, который мог бы отрезать турецкую крепость от моря. 20 октября 1696 года боярская Дума приняла решение: «Морским судам быть…», а 4 ноября окончательно утвердила строительство флота.

Не очень широкая, но достаточно глубокая река Воронеж способствовала выбору местности для строительства флота. Окрестные леса дубовые, сосновые пригодны были к корабельному строению, а река Воронеж, через Дон, выносила свои воды к двум южным морям и многие воронежцы из поколения в поколение занимались постройкой судов.

С осени 1695 года начались большие приготовления к строительству. С приездом Петра в городе появилось много иностранцев, работавших на строительстве флота. В Воронеже началось сооружение цитадели, магазина (цейхгауза), литейного, парусного и канатного заводов. Для Петра срочно за несколько дней, был подготовлен двор подьячего воронежской приказной избы Игната Маторина, находившейся поблизости от реки рядом с корабельной верфью, примерно, на месте пересечения современных улиц Б.Стрелецкой и Софьи Перовской.

К временам приезда Петра, в Воронеже было собрано несколько тысяч человек из окрестных городов и уездов. Они возили лес, тесали бревна, брусья доски, варили смолу, работали в кузницах. К весне намечено было построить 24 парусно-гребных галеры, 2 больших галеона и 4 брандера и несколько сот речных судов. Приезд Петра I в Воронеж дал мощный толчок к ускорению кораблестроительных работ.

Указ об устройстве в Воронеже «Адмиралтейского двора» для руководства всем строительством Пётр I подписал в декабре 1696 г. Его строительство проходило в 1697 - 1698 годах под началом стольника Г. Ф. Грибоедова. На левом берегу была сделана искусственная насыпь – остров высотой до 2,5 метра и площадью почти 20 га под руководством итальянского капитана М. Симонта по проекту австрийского инженерного генерала Э.Ф. фон Боргедорфа. Главным строением на острове была цитадель или адмиралтейство. Второе здание известно под названием цейхгауза. Его стены имели толщину до двух метров (14 футов). Третье здание, сооруженное на острове, был парадный дворец, который вызывал немалое изумление иностранцев. Адмиралтейский остров соединялся с правым берегом мостом с подъёмным механизмом. Продолжением моста являлась дорога на Москву. К северу от острова были построены здания военной и морской администрации, судной и воеводской палат Адмиралтейского приказа и жилища корабельных мастеров. Центром административно-жилого района стала Адмиралтейская Успенская церковь. Полное православное название церкви –  Успение пресвятой Богородицы и приcнодевы Марии. Это одно из самых древних культовых сооружений Воронежа. Церковь была основана в первые два десятилетия существования Воронежа. В начальное столетие своей жизни церковь была монастырской. Но именно на этой территории Пётр I нашел наиболее удобное место для строительства верфи,  мужской монастырь мешал верфи и в 1700 г. был Петром I упразднен и позже ему отвели земли далее ныне существующего Чернавского моста. А Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала одним из мест торжественных церемоний при спуске на воду кораблей.

К 25 марта 1696 г., ко дню православного Благовещения, относится встреча Петра I с воронежским епископом Митрофаном. Он одобрял и поддерживал постройку флота Петром.

2 апреля 1696 г. в Воронеже торжественно были спущены на воду 3 галеры: «Принципиум», «Святой Марк», «Святой Матвей».26 апреля на воронежской верфи был спущен на воду 36-ти пушечный корабль «Апостол Пётр».

«ГОТО  ПРЕДЕСТИНАЦИЯ»

19 (29) ноября 1698 года под руководством и по чертежам Петра I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» (Божье Предвидение). На корабле «Гото Предестинация» - 3 мачты с парусами, на каждом борту 26 бойниц, за которыми ниже уровня палубы размещались пушки. 6 пушек могли вести стрельбу с кормы. Поскольку корабль предназначался для хождения по мелководью, осадка корабля была уменьшена. Киль «Гото  Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт. Он состоял из двух брусьев, скреплённых особыми устройствами-«ершами», что при посадке на мель позволяло фальшкилю отделиться от набора, не вызывая течи в корпусе. Подобное приспособление в иностранных флотах появилось в середине XIX столетия. Пётр лично  участвовал в постройке корабля. Впоследствии Пётр I назначил вместо себя руководителем строительства Ф. М. Скляева и Л. А. Верещагина. 2 марта (12 марта) 1700 года Пётр I писал Ф. А. Головину: «Корабль, чаю при помощи Божией отделать и хочется спустить (если не помешает что) для того, что первый…». В это время, как сообщает Пётр I, в Воронеже стояли сильные морозы, из-за которых работы по постройке корабля были отложены. Корабль был готов к началу апреля, но из-за низкого уровня воды реки спуск корпуса корабля пришлось отложить. Спуск корабля на воду был произведён 27 апреля (8 мая) 1700 года. Очевидцы исключительно высоко оценили новый корабль. На корабле был поднят трёхцветный флаг с Андреевским крестом, освящённый в Адмиралтейской церкви Митрофаном Воронежским. Этот флаг был первым утверждённым военно-морским флагом России.

Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду состоялось в Адмиралтейской Успенской церкви. Воронежский епископ Митрофан передал из церковных денег 4000 рублей для выплаты жалованья корабельным офицерам и матросам, за что 20 апреля 1700 года получил благодарность царя. После спуска на воду «Гото Предестинации» Петр Великий оставался в Воронеже ещё 2 недели.

После заключения 12 июля 1711 г. крайне неудачного для России Прутского мирного договора корабельные работы в Воронеже были остановлены. В 1712 году «Гото Предестинацию» вместе с другими кораблями Азовского флота продали туркам. До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришёл в негодность, и его продали на слом.

Последнее пребывание Петра I в Воронеже относится к 1722 году.

К концу XIX века в Воронеже сохранился дворец Петра I с цитаделью и цейхгаузом на острове. Здание цейхгауза в 1876 году было передано яхт клубу. В 1942 году он был взорван фашистами. Единственным сохранившимся памятником в Воронеже, связанным с созданием первого российского флота, является Адмиралтейская Успенская церковь.

В память об одном из ярких страниц в истории русского кораблестроения была установлена на пьедестале в Петровском сквере бронзовая скульптура Петра I, отлитая по модели московского скульптора Н. П. Гаврилова.

ВЛИЯНИЕ  ПОСТРОЕННОГО  ФЛОТА  НА ОТНОШЕНИЯ  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА  С  ТУРЦИЕЙ

Наличие морского флота, созданного Петром, позволило более эффективно проводить многие сражения. Так, более успешно стали проводиться войны против Турции, целью которых было обеспечение Российской Империи выхода в море через проливы Босфор и Дарданеллы.

В сражении в Чесменской бухте, которое произошло в 1770 году в рамках русско-турецкой войны 1768 – 1774 г. г.,  в этой знаменитой битве русский флот под командованием А. Г. Орлова, Г. А. Спиридова и И. С. Грейга полностью уничтожил турецкую эскадру и блокировал корабли врага в Черном море.

А в войне 1787 – 1791 г. г. русский флот под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова не только одержал ряд значимых побед в Керченском проливе, но и полностью уничтожил турецкий флот в битве у мыса Калиакрия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая материалы по пребыванию Петра I в Воронеже и строительства им кораблей,  открыла для себя много нового и интересного в истории России и города Воронежа, узнала имена людей, внёсших огромный вклад в строительство флота. Это  адмиралтейцы Ф.М.Апраксин, Ф.Скляев, Л. Верещагин, Г. Меньшиков, А. Моляров, М. Черкасов, И. Немцов, А.Алатчанинов, В. Шипилов, Ф. Плещеев, И. Татищев, С. Уваров и многие другие.

 Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности, чему подтверждением явилась городская выставка декоративно – прикладного творчества. Комплект медалей  был вручён автору книги «Пётр Великий на Воронежской земле» В. П. Загоровскому – первому из воронежцев – в знак признания его особых заслуг перед Воронежем в изучении истории родного города. Не случайно первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был посвящен Петру I.

                           ВЫВОДЫ

Проведя большую  исследовательскую работу, пришла к следующим выводам, что именно в Воронеже:

- положено начало русскому Военно-морскому флоту, За 15 лет на верфях

Воронежского края  было построено более 200 различных судов, в том числе 75 кораблей, 114 галер и бригантин;

- в 1697 г. учреждено первое Адмиралтейство;

- в 1698 г. учреждена первая в России навигацкая школа, положено начало флотским экипажам;

- в 1699 г. учреждён и изготовлен во флажной мастерской Адмиралтейства первый Андреевский флаг;

- в 1700 году спущен на воду первый линейный корабль России «Гото Предестинация», построенный по русскому чертежу отечественными

корабельными мастерами;

- в 1703 г.  на Воронежской верфи открылась адмиралтейская школа;

- флот, построенный в Воронеже, сдерживал агрессию турок и татар на южных границах государства и принимал.

Моё исследование помогло мне расширить и пополнить знания по истории России и города Воронежа, узнать о людях, живших и совершавших великие дела в то далёкое время, изучить историю создания архитектурных памятников города и их перспективу сохранения и реставрации на будущее.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natalia (26.04.2023)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz