Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 04:25

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Воспитательная работа [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим…

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим…

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, к человеческой культуре»[1]

Последнее время мы всё чаще слышим о том, что Россия теряет свои традиции, свою самобытность. И проявляется это не только в национальной одежде, не только в исконно русских народных промыслах, даже не только и не столько в соблюдении правил проведения обрядов и традиционных русских праздников, сколько в вере в русского человека в его дух, душу.

Но не перевелись ещё у нас люди, которым не безразлична наша история, у которых велик интерес именно к народному, будь то литература или театр, одежда или обряды, символы или традиции, одежда или украшения; обычаи или праздники. Этим определена актуальность темы. Основной задачей настоящей работы является: пробудить интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Цели работы:

  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; формировать уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Расширять представления о жизни в старину.
  • Познакомиться с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

 

II. ВСПОМНИМ СТАРЫЕ ОБЫЧАИ, ВСПОМНИМ НАШУ СТАРИНУ

 

Есть ещё в городах России школы, где свято соблюдают традиции славянской культуры, где стараются воссоздать колорит старины на уроках и во внеурочной деятельности, сохраняя интерес к национальной культуре, поднимая, тем самым, уровень человеческой культуры.

На протяжении ряда лет в нашей школе работает кружок по изучению русских народных традиций и обрядов. Вместе с нашей учительницей Натальей Александровной мы изучаем культуру наших предков, инсценируем популярные народные праздники, сами шьём костюмы, собираем старинную утварь. Традиционными стали у нас праздники: «Масленица»(рис.1), «Святые сороки»(рис.2), «Кузьминки» (рис.3), «Русские посиделки»(рис.4) и др.

 

  1. КУЗЬМИНКИ – ПО ОСЕНИ ПОМИНКИ

 

День 14 ноября издавна на Руси считался праздничным. Его именовали «Кузьма – Демьян». А ещё в народе этот день называли «Кузьминки». «Кузьминки, мол, об осени поминки». «Кузьминки» - встреча зимы. В этот день провожали осень и встречали зиму, отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. Главные герои этого праздника - Кузьма и Демьян - покровители ремесел (рис.5). На Кузьминки и молодёжь, и дети – все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём:

  • Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
  • Если на Кузьму – Демьяна лист остаётся на дереве, то другой год будет морозным.
  • Кузьма да Демьян куют лёд на земле и на водах.
  • Закуёт Кузьма да Демьян так, что до весны не расковать.

Кузьма да Демьян – большие искусники, они покровители всех ремёсел: кузнечного дела и женского рукоделья. С Кузьмы да Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто раньше начал работу. Вот их слова: «Батюшка Кузьма да Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними». Кузьминки повсюду славились больше девичьим праздником. В некоторых местах по сей день обычай, по которому девушка-невеста в день Кузьмы да Демьяна считается первой хозяйкой дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает (рис.6). Молодёжь в этот день собиралась на посиделки (рис.7). Собравшиеся занимались рукоделием, пели при этом. Работа также сопровождалась загадками, поговорками, пословицами, частушками. Иногда заводилы предлагали и «ножки поразмять», приглашали всех и поиграть. Поблагодарив хозяев, вечером молодёжь расходилась по домам, напевая прощальные частушки (рис.8)

 

  1. МАСЛЕНИЦА МОКРОХВОСТКА

 

Масленица – один из самых любимых в народе праздников.

В 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Пётр I в присутствии иностранных послов открывал праздник красивым зрелищем: сам в парадном мундире ехал по сугробам «на корабле», запряжённом шестнадцатью лошадьми. За ним на санях двигались другие корабли. Палили пушки. Так отмечали Масленицу при Петре I.[2]

Готовя данную работу, я предложила своим одноклассникам расспросить родных и близких, как в нашем городе, сёлах и деревнях Воронежской области отмечали Масленицу.

-На Масленицу гуляли неделю. Катались на лошадях только по своему селу. В первый день Масленицы одевались в лучшие наряды и шли по селу с песнями. С гор не катались. Пекли блины и всем на улице раздавали. Делали чучело из тряпья и наряжали его в бабу или мужика. Потом с ним ходили по дворам. Под конец Масленицы его сжигали. (Из воспоминаний Мазурова Михаила Ивановича. Село Карачан)

- Масленица длилась неделю. «Масленица, Масленица, яка ты мала. Як бы тэбэ сим нидэль, а посту одна». Катались на лошадях. На Масленицу делали чучело из соломы и одевали его в женское платье. В конце масленичной недели его сжигали. Чучело делали на каждой улице, всю Масленицу оно стояло на снежном коме. (Из воспоминаний Мещерякова Алексея Ивановича. Село Третьяки)

- На масленичной неделе были кулачные бои, на кулаки ходили - на Широкую пятницу. Самые сильные собирались у церкви и проверяли, кто кого победит. Мерялись на палке - кто верхний будет, тот и начинал. Ещё на столбы лазили, за одёжкой или за материей. С гор катались, лодки делали. Молодые гуляли, в снегу валялись. На лошадях катались. Ещё карусели были. (Из воспоминаний Поспеловой Александры Петровны. Село Чигорак)

- На Масленицу варили вареники с сыром, блины не пекли. В один из вареников залепляли пятак - кому достанется, тот счастливым будет. Катались на лошадях по соседним сёлам. Лошадей украшали бубенчиками. Молодожёны ходили к тёще в гости. (Из воспоминаний Хаустовой Валентины Сергеевны. Село Шашлавка)

- Масленицу называли Масленой. Она начиналась с воскресенья, дней недели никак не называли. Молодые и не очень молодые семейные пары заходили в гости на вареники в любой день недели. Особых масленичных песен не было, как и игр. На кладбище не ходили. В конце недели все вместе шли за село и жгли чучело из соломы. Так заканчивалась Маслена. (Из воспоминаний Петровой Лидии Алексеевны. Село Шашлавка)

Обычай провожать на Масленицу зиму, сжигая чучело, сохранился до наших дней. Каждый год в нашем городе в последний день Масленицы устраивают ярмарку, угощение блинами, горячим чаем; проводят конкурсы (рис.9, 10), и самый любимый среди них – это снять со столба приз (рис.11) На импровизированной сцене выступают артисты (рис.12), а при желании любой житель города может выйти и спеть свою песню или частушку. Моя бабушка пропела мне такую частушку:

Как на масленой неделе

Борисоглебцы блины ели,

Eли, пели, танцевали,

Зиму, стужу провожали.

 

Я провела опрос среди учащихся нашей школы, предложив ответить на следующие вопросы:

Вопрос

Да

Нет

1

Празднуется в вашей семье Масленица?

100%

-

2

Является ли этот праздник для вас семейным?

100%

-

3

Принимаете ли вы участие в подготовке к этому празднику вместе с родителями?

85%

15%

4

Принимаете ли вы участие вместе с родителями в массовых гуляниях на площади города?

70%)

30%

Из опроса видно, что мы любим, чтим и наследуем традиции наших далеких предков - славян. На протяжении нескольких лет празднование Масленицы проходит весело и неповторимо и в стенах нашей школы. Это стало у нас доброй традицией (рис.13). Мы отмечаем её уже несколько лет подряд, стараемся организовать праздник каждый раз по-новому, чтобы он всегда был интересен. Например, в один год главным событием праздничной недели становятся посиделки, в другой год — спортивные состязания (рис.14) . Ведь Масленица подразумевает не только объедание блинами, но нужно продемонстрировать ещё и свою физическую подготовку.

Кроме того, в эти дни обязательно дети готовят выставки рисунков, демонстрации книг, стенгазет, где рассказывается о празднике, его истории.

Ещё одна обязательная и, наверное, одна из самых долгожданных частей Масленицы — это угощение блинами. Обычно это заключительная часть праздника. Блины готовят ученики школы вместе с мамами и бабушками. Перед угощением проводится конкурс на лучшее оформление блюд.

Также мы готовим и специальную праздничную программу. Одним словом, праздник проходит всегда очень весело и разнообразно (рис.15).

 

  1. СВЯТЫЕ СÓРОКИ

 

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Отмечают этот праздник и у нас на Воронежской земле. В храмах проводят праздничные богослужения. Называют этот день «Сóроки». Сорок сорокóв. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сóроки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сóроки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сóроками». Не в честь белобоких, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Сóроки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сóроки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Проходит этот праздник и в стенах нашей школы. Ученики вместе с родителями выпекают жаворонков и раздают одноклассникам. А всех верующих одаривают жаворонками в нашем Никольском храме (рис.16).

 

КАК ИСПЕЧЬ ЖАВОРОНКИ

 

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 граммов соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 градусов.

Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

 

4. ОБРЯД СВАТОВСТВА

 

Изучая праздники и обычаи наших предков, мы инсценируем их. Учащимися был подготовлен и показан обряд сватовства (рис.17).Наши предки проводили свои свадьбы весело и очень интересно. Многие традиции сохранились до сих пор. Например, девичник, разбивание кружек (бокалов) на счастье, обсыпание молодых зерном или крупой, выкуп невесты. В некоторых районах нашей области, например, еще около ста лет назад в день свадьбы ездили на лошадях по всем дворам деревни, и собирали кур для личного хозяйства молодых. Каждого, к кому заходили во двор, молодые приглашали на свое празднество.

Первый этап - так называемый «предсвадебный сговор» (рис.18). Это сватовство и рукобитье - договор о свадьбе. Следует отметить некоторый торговый характер происходящих действий: сваты представляются купцами, имущими товар, они буквально торгуются с родителями невесты. «Родители жениха, сам жених и его близкие приезжали в дом к родителям невесты (рис.19). Родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почётных местах в переднем углу под божницей, а сами садились возле них. Некоторое время проходило в молчании. Этого требовало приличие»[3]

Особое место в обряде занимало причитание невесты - «приглашения на свадьбу» родственникам она делала в виде плача. После родительского благословения происходило венчание в церкви (рис.20).

 

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря их невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Уходят из жизни люди старшего поколения. Уходят из жизни традиции и обычаи народа. Так может уйти из жизни и память поколений, и Родина станет уже чужой, не нашей. Пока живы традиции и обычаи русские, жива будет и душа русского народа, жива будет наша Родина – Россия! Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

Практическое значение работы состоит в использовании ее результатов при изучении спецкурса по краеведению. Полученные в процессе исследования данные могут использоваться учащимися в практической работе, а также всеми интересующимися древней историей, традициями и обычаями такого большого региона, как Воронежская область.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Забылин М.М. Праздники, обряды и обычаи русского народа. Москва. Эксмо. 2008, 606 с.

2.Лихачёв Д.С. Экология культуры. «Памятники Отечества». – 1980. – №2.

3.Терещенко А.В. История культуры русского народа. Москва. Эксмо. 2007, 729 с.

4.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. Москва. ЦГЛ. 2005. 330 с.

 

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

 

http://vipvrn.ru

http://vantit.ru

 

ИНФОРМАТОРЫ

1.Мазуров Михаила Ивановича, 1940 года рождения, житель села Верхний Карачан Грибановского района.

2. Мещеряков Алексей Иванович, 1938 года рождения, житель села Третьяки Борисоглебского городского округа.

3. Поспелова Александра Петровна, 1942 года рождения, уроженка села Чигорак Борисоглебского городского округа.

4. Петрова Лидия Алексеевна, 1956 года рождения, пенсионерка, уроженка села Шашлавка Борисоглебского городского округа.

5. Хаустова Валентина Сергеевна, 1940 года рождения, уроженка села Шашлавка Борисоглебского городского округа.

 

[1]Лихачёв Д.С. Экология культуры. «Памятники Отечества». – 1980. – №2.

 

[2]Терещенко А.В. История культуры русского народа. Москва. Эксмо. 2007, 183 с.

[3]Забылин М.М. Праздники, обряды и обычаи русского народа. Москва. Эксмо. 2008, 552 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: natalia (07.09.2018)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz